Авг 13, 2011 - Lean    2 Comments

Кто еще хочет знать как работает специалист по бережливому производству?

Системный подходДавайте на реальном примере рассмотрим какие подходы использует Lean для оптимизации процессов. Хоть инструменты Бережливого производства и выглядят просто и преподносятся как «раз-два-три-ёлочка-гори», но за рекомендациями каждого инструмента скрыты долгие годы кропотливого оттачивания искусства развития производственной системы оптимальным образом. Чтобы не быть слишком абстрактными, давайте возьмем такой инструмент Lean, как «Карта потока создания ценности» или в английской версии Value Stream Map (VSM).

Основные шаги применения инструмента заключаются в следующем:

  • Определение процесса:
    • Кто его клиент(ы)?
    • Кто его поставщик(и)?
    • Каковы требования клиентов?
    • В какой момент начинается и заканчивается процесс (границы)
  • Графическое изображение процесса
    • Клиенты
    • Операции (участники)
    • Поставщики
  • Работа с участниками процесса по сбору информации о нежелательных явлениях в его ходе
  • Графическое изображение процесса в идеальном состоянии, когда ни одной проблемы возникать не должно
  • Мысленное тестирование будущего процесса: «А что если…?»
  • Разработка плана мероприятий по переходу к желаемому (заданному состоянию)

Во всей этой работе можно наблюдать как процессный подход, так и системный подход.

В чем заключается системность этого инструмента?

Действия по добавлению ценности к материалам рассматриваются как система, можно ясно видеть, что в ходе работы по оптимизации формулируются  границы системы (момент начала и окончания), внешние факторы (клиенты и поставщики), сама совокупность элементов системы (операции) и взаимосвязь между ними (последовательность операций на карте).

Что же такое «процессный подход» и в как он связан с VSM?

В стандарте ISO 9000:2000 есть определение:

Процессный подход – любая деятельность, или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс.

Наличие этого подхода явно следует из названия инструмента, но само определение не даёт явных и четких инструкций о том, что же нужно делать. Кроме того, что было описано выше, должен быть назначен владелец процесса, назначена его важность или приоритет.

Таким образом этот инструмент (и не только он один) использует различные методологии исследования явлений в организации (процессов) для того, чтобы их можно было улучшать, сокращать потери и затраты, повышать качество продукции и наиболее полно удовлетворять потребности Вашего потребителя или клиента.

В чем отличие этого подхода от функционального разделения обязанностей, которое на сегодняшний день является классической?

Отличие заключается в том, что при функциональном разделении неизбежны возникновения «промежутки» (операции, которые отсутствуют у кого-либо в обязанностях) и «накладки» (операции, которые есть в нескольких обязанностях) на стыках функций. Даже если всё чётко поделено, то внешняя среда организации внесёт свои коррективы и эти моменты появятся. Некоторые скажут: «Ну промежутки это плохо, но в накладках же ничего плохого!». На самом деле-

ОБА ВАРИАНТА ПЛОХИЕ

Рассмотрим оба. Сначала очевидный- промежутки. Имеется 2 отдела А и Б. Из отдела А договор поступал в Б, но в какой-то момент изменилось законодательство и стала требоваться подпись у Главного Начальника. Оба отдела действуют по старым инструкциям, инструкции переделывать лень, да и тетя Глаша из отдела Б по доброте душевной согласилась носить на подпись Главному Начальнику договора. Через какое-то время все уже и забыли и привыкли к такому положению дел, но тетя Глаша ушла на пенсию и на её место была принята Света, которая внимательно и добросовестно прочитала инструкцию и приступила к работе. Договора остались без подписи, прошла неделя, пришла проверка из налоговой. Финал сей сказки ясен.

Этот пример показывает, что функциональный подход к организации имеет существенные недостатки. А если бы в результате подобного явления в Ваш автомобиль забыли поставить какой-то ответственный болтик и Вы в результате этого получите серьезную неисправность?

Второй вариант, когда функция дублируется. Первый негативный фактор- лишняя работа одного из сотрудников, который  между прочим получает заработную плату. Второй момент состоит в том, что рано или поздно дублирующие функцию сотрудники понадеются друг на друга и… смотрим первый случай.

В ЧЕМ ДОСТОИНСТВО ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА?

Всё просто- процессы проходят в горизонтальной плоскости организации, а функции разделяют организацию вертикально (и не только логически, но и зачастую политически). Когда  у процесса есть владелец, то он заинтересован в первую очередь в том, чтобы процесс полностью удовлетворял все потребности клиента.

2 комментов

Добавить комментарий