Сен 23, 2011 - Lean, LifeHack    7 Comments

Про повышение эффективности

эффективностьКаждый человек хочет, чтобы в результате его действий появлялись положительные результаты. Некоторые даже слышали, что результаты должны быть измеримы и стараются разработать показатели, оценивая которые можно будет сказать достигнут ли результат или нет.

Более продвинутые люди ограничивают свои результаты по времени, кто-то уже использует различные технологии решения проблем типа PDCA, 8D и так далее. Но речь сегодня пойдет о повышении эффективности. 

Из опыта мне известно, что любой проект содержит какой-то набор работ. Все эти работы требуют затрат времени, энергии и других ресурсов. У проекта есть цель, от которой ожидают получить какую-то прибыль.

Рассмотрим “обычный” проект, где в качестве целевого показателя установлено повышение эффективности текущей работы. Я знаю парочку технологий, но не в них дело, а в том, что мы хотим что-то сделать, а в результате получить рост количества работы, которую способна выполнять система. Например, внедрить систему 5s. Приведу одно наблюдение (и не только моё)

порядок на рабочем месте это зеркальное отражение порядка в голове

Мне кажется, что спорить с этим бесполезно. Некоторые говорят “я не могу работать, когда все разложено”. Углубимся в процесс работы такого человека:

  • раскидать различные предметы, относящиеся к работе (зачастую к разным делам) по столу
  • смотреть на всю эту кучу предметов
  • мозг непроизвольно начинает ассоциировать разные предметы между собой
  • появляются мысли о работе и среди них – мысли о том, что нужно СДЕЛАТЬ!
  • начинаем что-то делать на горе из предметов
  • а мозг всё так-же непроизвольно работает с тем что мы видим
  • появляются мысли о том, что нужно ЕЩЕ сделать
  • тут уже зависит от силы воли работника: происходит переключение на другое дело или он заставляет себя продолжить уже начатое
  • оба варианта- снижают производительность
При переключении на другое дело- первое встанет в очередь и “застрянет”, что не даст результатов в работе. Если же себя заставить продолжить начатое, то происходит расходование волевой энергии (поверьте мне- есть такая), которую было бы полезнее использовать в других направлениях.
Таким образом плавно подходим к утверждению, что

если Вы хотите что-то изменить, то начинать нужно с изменения способа мышления

Предположим, что наш работник убрал все отвлекающие вещи с рабочего места. Стало свободнее работать, удобнее находить вспомогательные предметы и внешний вид рабочего места- приятнее. Как же эффективнее работать? Во-первых, нужно изменить сам процесс работы. Для того, чтобы работать нужно знать:

  1. Какой проект нужно продвигать?
  2. Что для этого потребуется?
  3. Какое первое действие нужно совершить?
Ответить на эти вопросы мне помогает GTD. Уже на этом этапе можно определить, что определив шаги процесса- мы кардинально увеличили сфокусированность работника на достижение конкретного результата, вместо того, чтобы он делал что-то ОТНОСЯЩЕЕСЯ к работе, он делает тот проект, который нужен именно сейчас. Как измерить повышение эффективности? Если честно, то я затрудняюсь ответить. Кто- нет?

Поэтому делаем вывод, что

перед наведением порядка на рабочем месте – нужно навести порядок в процессах
которые на этом месте происходят

Продолжим с нашими экспериментами. Среднестатистический работник выполняет до 50 различных процедур. Причем, делает он одно и то же каждый раз. Что если ввести немного стандартов и наиболее частые процедуры как-то описать. Написать небольшой план о том, что и как делать. Соответственно, наша рабочая процедура будет выглядеть как-то так:

  1. Какой проект нужно продвигать?
  2. Это стандартная процедура?
  3. Если да, то нужно открыть план выполнения и определить п.4 и далее.
  4. Какое первое действие нужно совершить?
Ура! Сокращено время на раздумья и воспоминаний о том, как эту же работу делал в прошлый раз! Делаем следующий полезный вывод:

даже самый плохой порядок имеет БОЛЬШЕ шансов стать лучше,
чем любой беспорядок

Вот таким образом и работает оптимизация процессов. Финансирования не требуется почти никакого, а эффекты очень даже неплохие. А как же измерить результаты? Как определить ROI и другие KPI?

На это я приведу цитату одного гуру Бережливого производства:

повышение эффективности это не результат внедрения- это один из эффектов

Внедрение Бережливого производства- это не то же самое, что и НОТ и нужно избавиться от ассоциации с теми временами. НОТ стремился сделать из людей оптимальных роботов, в то время как Бережливое производство стремиться проявить творческий потенциал каждого работника в стремлении к общей цели предприятия, а вот сделать так, чтобы цель предприятия стала и целью каждого работника заключается задача руководителя.

Надеюсь, что дал повод задуматься, удачи!

7 комментов

  • Хорошие вещи описаны в этой статье. Но! Кто-то должен это все продвигать на работе, кто-то должен продумывать и прописывать порядок действий. Как правило на это нет времени и обычному работнику за это не платят, поэтому он работает по старинке, ничего не меняя.

    Я производил в свое время расчеты и показывал своим сотрудникам сколько времени у них уходит на работу, оказалось всего 2 часа в день!!! Опять же нужно быть заинтересованным в данном проекте.

  • 100% истина, порядок должен быть во всем, все начинается с головы!

  • Прописные истины.
    А картинка супер!!!

    • Всем по-разному. Если бы для каждого это было очевидно, то у всех был порядок на рабочем месте. Оглянитесь!

  • Надо же из уборки на столе сделать такой сложный и осмысленный процесс! Во многом согласна, но если бы так глобально подходила к уборке дома, то больше ничего не успевала бы :)

    • Это не уборка. Это рабочий процесс и психология ума. И зря Вы так про уборку дома. Если один раз определиться что и в каком порядке делать, то она гораздо быстрее получается.
      Ваш блог- тоже супер, рекомендую, кстати, всем.

Добавить комментарий