Мозговой штурм
«Персонал предприятия – это как футбольная команда:
ребята должны играть как единая команда, а не скопище ярких личностей».
Якокка Ли
«Мозговой штурм» (англ. brainstorming) — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет генерировать решения поставленных задач и выбирать наиболее подходящие.
Обязательно и каждый раз перед фазой генерации идей нужно зачитать правила проведения штурма. Должен быть назначен арбитр, который обязан только следить за исполнением правил. Мы ему часто даем свисток или что-то для подачи сигнала нарушителю.
Золотые правила проведения мозгового штурма:
– Собирается команда более 6 человек (больше людей – больше идей), предпочтение отдается не качеству, а количеству идей;
– Предпочтительно люди должны быть разных профессий, убеждений;
– Приветствуются самые разные, даже абсолютно фантастические идеи;
– Полностью исключается любая критика;
– На время мозгового штурма снимаются все должностные полномочия, участники должны быть максимально раскованы и не бояться высказывать любые мысли;
– В группе должна царить доброжелательность;
– Стремитесь развивать, комбинировать и совершенствовать идеи;
– И не забывайте записывать абсолютно все мысли.
Продолжительность мозгового штурма обычно около 1 часа, заканчивать его следует, как только иссякнут все идеи.
Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому очень важно правильно определить модератора (ведущего). Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.
Вывод: мозговой штурм является неотъемлемой частью процесса принятия решений в любой организации и способствует мышлению роста, ориентации на развитие и поиску новых возможностей совершенствования.