Авг 25, 2011 - Lean    2 Comments

Тойота: мы не делаем автомобили, мы делаем людей, которые делают автомобили

 

ToyotaОснова, на которую опираются все инструменты Бережливого производства- это обучение, воспитание и продвижение людей. Отсутствие любого компонента приведет к краху.

Производственная система Тойоты, на которую ссылается Бережливое производство берет свои истоки в системе управления персоналом TWI (Training Within Industry), но является очень сильно доработанной.

Существует понятие людей Т-типа. Буква Т состоит из двух линий, которые показывают, что сотрудники компании должны развиваться как в смежных профессиях, так и постоянно расти в своей.

Расскажу интересное мнение, что на самом деле Тойота производит не автомобили, а людей. Результатом производства людей Т-типа является появление продукта в виде замечательных автомобилей.

Как обычно для гениального решения нужен был кризис. Он пришел, когда Япония участвовала во 2й мировой войне. Всех квалифицированных рабочих забрали в армию и требовалось быстро обучить громадное количество новичков. Была разработана специальная программа обучения и реализована.

Существует 2 вида обучения:

·        для менеджеров среднего звена (MTP)

·        для обучения на производстве (TWI)

Как это обычно бывает к 1990м годам эти программы были практически забыты в США, но в Японии они были сильно развиты и улучшены. Министерство труда выдает лицензии преподавателям по этим программам, создает стандарты обучения.

Например мастеров обучают по 3м программам! Почему важно и как обучать подчиненных, как правильно выполнять свою работу и обучение производственным отношениям между мастерами и рабочими.

Основой основ является стандартизация процесса, пока нет стандарта- невозможно:

Управлять процессом – получать прогнозируемые результаты

Улучшать процесс

И, самое главное, невозможно научить ему многих людей одинаковым способом

Кому-то покажется, что сделав процесс стандартным- он перестанет улучшаться, но они будут неправы.

Только четко организованный процесс создает основу для дальнейшего совершенствования.

НО совершенствование возможно ТОЛЬКО тогда,
когда процесс достаточно освоен

В ходе освоения стандартного процесса у сотрудников появляются навыки. В результате этого реализуется философия Кайдзен.

Признаками стандартизированного процесса будет то, что он разбит на шаги. Замечу, что порядок обучения шагам обычно не соответствует порядку их следования в процессе.

Одним из интересных моментов стандартизации является то, что чем более вариабелен или изменчив процесс, тем сложнее его втиснуть в рамки и правила. В этом случае в процессе выделяют его основу и стараются сократить отклонения от неё. Отклонения также описываются и даже более тщательно, чем основной процесс.

Порядок шагов при создании стандарта процесса:

1.     Процесс разбивается на элементы

2.     Обучение элементам процесса

a.     Подготовка ученика

b.     Ознакомление с операцией

c.      Пробное выполнение работы

d.     Проверка результатов

3.     Разрабатываются планы стандартного обучения процессу

Кроме того, что работник обучается мастерски выполнять свою работу, ему помогают освоить операции, которые выполняет его команда, то есть во время обучения сотрудник воспитывает своё Т-начало.

И еще, когда человек обучается, то он еще и учится обучать. Эти процессы занимают годы, но с учетом того, что они происходят параллельно, то скорость самообучения всей организации просто ошеломительна.

2 комментов

Добавить комментарий